Медицинская Энциклопедия
      И БОЛЬШОЙ МЕДИЦИНСКИЙ СПРАВОЧНИК


 на главную
Сборник медицинских терминов, понятий, латинских названий, расшифровка аббревиатур.




 

Первичная помощь. Навык 2

Использование средств защиты

Ваша задача

Продемонстрируйте, как правильно надевать, снимать и утилизировать залдатные перчатки. Это включает снятие перчаток таким образом, чтобы не порвать их и не разбрызгать загрязнения. Кроме того, вы должны уметь правильно располагать устройства для искусственной вентиляции легких (ИВЛ) на манекене.

Быстро наденьте перчатки. Натягивайте их осторожно, чтобы не порвать. Если необходимо, снимите с пальцев кольца с острыми выступами.

Как это делается

Надевание перчаток

Помните, что сначала следует ОСТАНОВИТЬСЯ, ПОДУМАТЬ, а затем ДЕЙСТВОВАТЬ.

В средства защиты входят перчатки, устройства для ИВЛ, защита для глаз и лицевые маски.

ВАЖНО: Не откладывайте оказание неотложной помощи, если у вое кет под рукой защитных средств. Исследования показывают, что вероятность заразиться при проведении СЛР весьма низка.

Если перчатки и устройства для ИВЛ имеются под рукой, используйте их, чтобы предохранить себя и пострадавшего от возможной передачи инфекционных заболеваний.

В случае сильного кровотечения у пострадавшего применяйте защиту для глаз и лицевые маски.

До и после отработки навыков вымойте руки. Обязательно сделайте это после оказания помощи в реальной ситуации.

Ключевые моменты

В случае сильного кровотечения у пострадавшего применяйте защиту для глаз и лицевые маски. Здесь вы видите, как спасательница использует защитное средство, состоящее из лицевой маски и пластикового щитка для защиты глаз.

Защитные очки и стандартная лицевая маска.

Снятие перчаток

В процессе оказания помощи перчатки могут подвергнуться загрязнению, поэтому снимать их следует осторожно. Чтобы снять первую использованную перчатку, возьмитесь за нее с внешней стороны у запястья. Избегайте контакта незащищенной кожи с внешней стороной перчатки. Снимая перчатку, старайтесь не порвать ее и не дергать, чтобы избежать разбрызгивания загрязнений. Это шаг первый.

Аккуратно снимите перчатку, сворачивая ее так, чтобы внешняя сторона оказалась внутри. Держите снятую перчатку в другой руке, с которой перчатка еще не снята. Это шаг второй.

Чтобы снять вторую перчатку, просуньте пальцы другой руки под перчатку в районе запястья и сверните вторую перчатку точно так же, как и первую. Оберните ее вокруг первой перчатки. Это шаг третий.

Сняв обе перчатки, поместите их в мешок для биологических отходов, чтобы впоследствии выбросить. Это шаг четвертый.

Средства для ИВЛ 

Поместите устройство для ИВЛ на рот и/ или нос пострадавшего. На иллюстрациях показано размещение различных типов устройств для ИВЛ и положение рук.

Расположите устройство для ИВЛ так, чтобы можно было проводить искусственное дыхание.

Поместите использованные одноразовые устройства в мешок для биологических отходов. Очистите и продезинфицируйте многоразовые устройства.

В составе учебно-тренировочной группы научитесь правильно надевать и снимать перчатки. Будьте осторожны, чтобы не порвать их и не разбрызгать загрязнения. Научитесь размещать устройство для проведения искусственного дыхания на манекене согласно указаниям инструктора.

Первичная помощь Навык 3 Первичная оценка — Дыхательные пути открыты? Дыхание нормальное?

Ваши задачи

Продемонстрируйте, как вы умеете:

Проверять, в сознании ли пострадавший. Для этого нужно произнести стандартное заявление спасателя и похлопать пострадавшего по ключице.

Открывать дыхательные пути пострадавшего методом запрокидывания головы и поднятия подбородка или методом пистолетного хвата.

Проводить проверку на наличие дыхания.

 Проводить первичную оценку пострадавшего, находящегося в сознании и реагирующего на ваши действия.

 Проводить первичную оценку бессознательного пострадавшего, не реагирующего на ваши действия.

Ключевые моменты

Используйте схему Цикл помощи и ключ AB-CABS, которые помогут вам проводить первичную оценку.

Произнесите стандартное заявление спасателя и похлопайте пострадавшего по ключице, чтобы определить, в сознании ли он.

Проверьте, сохраняется ли у пострадавшего нормальное дыхание. Если он не дышит или налицо только атональные вздохи, требуется СЛР.

Поиск и надевание защитных средств не должны откладывать оказание неотложной помощи.

Если вы уверены, что у пострадавшего сохраняется нормальное дыхание, продолжайте контролировать его функции жизнедеятельности согласно Циклу помощи. Проведите осмотр на предмет сильного кровотечения, шоко, повреждения спинного мозга. Далее уложите пострадавшего в безопасную позицию.

Безопасная позиция снижает давление на грудь пострадавшего, позволяя легче дышать. Кроме того, снижается риск блокады дыхательных путей рвотными массами, которые в таком положении вытекают без препятствий.

► Укладывать пострадавшего в безопасную позицию, если он без сознания и дышит.

Проверка на наличие нормального дыхания.

Как это делается

Пострадавший без сознания

Оцените место происшествия на предмет опасностей. Проверьте реакцию пострадавшего. Произнесите стандартное заявление спасателя: «Здравствуйте. Меня зовут

_. У меня есть медицинская подготовка. Я могу вам помочь?» Если вы не получите

ответа, несколько раз осторожно похлопайте пострадавшего по ключице, спрашивая «Вы слышите меня,? Вы слышите меня?» Ключица весьма чувствительна и похлопывание по ней поможет определить, в сознании ли пострадавший.

Если пострадавший отвечает вам, это означает, что его дыхательные пути открыты,

дыхание нормальное, а сердце бьется. Следовательно, в СЛР необходимости нет —

проводить непрямой массаж сердца не требуется. Таким образом, вы определяете, что

можно пропустить секцию CAB ключа AB-CABS: открытие дыхательных путей, непрямой массаж

сердца и искусственное дыхание.

Вызовите службу скорой помощи. Телефон для вызова местной скорой помощи

Пострадавший должен сохранять неподвижность — не перемещайте его (если ему не грозит непосредственная опасность).

Если вы еще этого не сделали, наденьте средства защиты, если они под рукой. Однако не откладывайте оказание помощи, если их нет.

6 Продолжайте первичную оценку согласно разделу «S» из ключа AB-CABS: оказывайте помощь

при сильном кровотечении, шоке и повреждении спинного мозга. (Вы узнаете, как это делать, чуть позже).

Продолжайте контролировать состояние пострадавшего согласно Циклу помощи. Помните, что пострадавший может потерять сознание и перестать дышать.

Если пострадавший без сознания

Оцените место происшествия на предмет опасностей. Проверьте реакцию пострадавшего.

Произнесите стандартное заявление спасателя: •.(Здравствуйте. Меня зовут__. У меня есть

медицинская подготовка. Я могу вам помочь?» Если вы не получите ответа, несколько раз осторожно похлопайте пострадавшего по ключице, спрашивая «Вы слышите меня? Вы слышите меня?» Ключица весьма чувствительна и похлопывание по ней поможет определить, в сознании ли пострадавший.

Быстро проверьте, открыты ли дыхательные пути и дышит ли пострадавший. Если вы не уверены, что дыхательные пути открыты или в том, что нормальное дыхание сохраняется:

Пистолетный хват - альтернатива методу запрокидывания головы и поднятия подбородка

♦ Расположите большой и указательный пальцы, как будто вы держите пистолет.

♦ Сведите их вместе, как будто стреляете.

♦ Расположить сложенные таким образом большой и указательный пальцы на челюсти пострадавшего. Большой палец под нижней губой, а указательный па подбородке.

♦ С помощью большого, указательного и средних пальцев откройте губы и рот пострадавшего. Не нажимайте остальными пальцами на млгше ткани шеи,

♦ Положите вторую руку па лоб пострадавшего,

♦ Осторожно поднимите нижнюю челюсть средними пальцами и запрокиньте голову

тзал.

► Быстро откройте дыхательные пути, используя метод запрокидывания головы и поднятия подбородка. Положите руку на лоб пострадавшего и осторожно надавите на него, чтобы отвести назад голову.

Это шаг первый. Поставьте пальцы другой руки на нижнюю челюсть пострадавшего в области подбородка и поднимите челюсть вверх так, чтобы подбородок выдвинулся вперед. Это шаг второй.

► Проверьте наличие нормального дыхания. Посмотрите, есть ли движение трудной клетки. Послушайте, есть ли звук дыхания. Постарайтесь щекой почувствовать выдыхаемый воздух. Это шаг третий.

► Проверку дыхания нужно проводить быстро. Если пострадавший не дышит нормально, требуется немедленно начать СЛР.

Если пострадавший без сознания и не дышит, попросите свидетеля вызвать службу скорой медицинской помощи и принести AED. Если вы одни, вызовите скорую помощь по мобильному телефону. Если у вас нет телефона, вам придется на время оставить пострадавшего, если нет другого способа вызвать скорую помощь. Такой подход называется «В первую очередь звонок», то есть вы сначала вызываете скорую помощь, а потом начинаете помогать пострадавшему.

Если пострадавший без сознания (продолжение)

Наденьте защитные средства, если они под рукой. Не откладывайте оказание помощи, если у вас нет защитных средств.

Если пострадавший без сознания и НЕ ДЫШИТ НОРМАЛЬНО, немедленно начинайте проводить СЛР. (Вы узнаете, как это делать, в следующем разделе. НИКОГДА НЕ ОТРАБАТЫВАЙТЕ СЛР НА ДРУГОМ УЧАСТНИКЕ!)

6 Если пострадавший без сознания, НО ДЫШИТ НОРМАЛЬНО,

продолжайте первичную оценку с раздела, обозначенного буквой «S» ключа AB-CABS — проверка на предмет сильного кровотечения, шока и повреждения спинного мозга. (Вы узнаете, как оказывать помощь в случае наличия таких травм, чуть позже).

Если вы не обнаружили сильного кровотечения, шока или повреждения позвоночника, уложите бессознательного пострадавшего, у которого сохраняется нормальное дыхание, в безопасную позицию:

► Опуститесь на колени рядом с пострадавшим, и расположите ближнюю к вам руку под правильным углом к телу с согнутым локтем и ладонью, обращенной вверх. Это шаг первый.

► Уложите вторую руку пострадавшего поперек его груди и прижмите тыльную сторону ладони к его щеке с ближней к вам стороны. Это шаг второй.

► Второй рукой возьмитесь за ногу пострадавшего, которая находится дальше от вас, под коленом и потяните ее вверх, оставляя сгупню на земле. Это шаг третий.

► Осторожно потяните за ногу пострадавшего, перекатите по его направлению к себе и уложите на бок. Это шаг четвертый. Перекатив пострадавшего на бок, расположите кисть нижней руки рядом с шеей или под ней для устойчивости. Если необходимо, осторожно оттяните голову пострадавшего назад, чтобы убедиться в том, что дыхательные пути открыты.

Если пострадавший находится в указанной позиции дольше 30 минут, перекатите его на другой бок, чтобы удалить давление на его нижнюю руку.

В составе учебно-тренировочной группы проведите первичную оценку состояния пострадавшего в сознании, а также бессознательного пострадавшего, у которого отсутствует дыхание. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль пострадавшего, а третий — спасателя. Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Научитесь укладывать бессознате/\ьного пострадавшего, который дышит, в безопасную позицию. Инструктор предложит вам различные ситуации.

Первичная помощь Навык 4 СЛР — Сердечно-легочная реанимация Непрямой массаж сердца

Ваши задачи

► Провести взрослому пострадавшему СДР — непрямой массаж сердца с частотой не менее 100 нажатий на грудную клетку в минуту с усилием, достаточным для того, чтобы она опускалась на одну треть своей глубины — не менее 5 см.

► Промежутки между нажатиями должны быть как можно меньше.

Ключевые моменты

СЛР состоит из двух этапов. Этап первый - непрямой массаж сердца, нажатия на грудную клетку, за которыми следует искусственное дыхание. Сейчас мы рассмотрим первый этап.

Если вы не можете или по каким-то причинам не желаете выполнять искусственное дыхание пострадавшему - успокойтесь. Немедленно начинайте и продолжайте непрямой массаж сердца. Даже один непрямой массаж сердца может принести пользу бессознательному пострадавшему, у которого отсутствует дыхание. Ваши усилия обеспечат циркупяцию крови, в которой содержится какое-то количество кислорода.

Схема Цикл по мощи и ключ AB-CABS помогут вам вспомнить, что сначала нужно проводить непрямой массаж сердца, а потом открыть дых отельные пути пострадавшего и выполнить искусственное дыхание.

Произнесите стандартное заявление спасателя и похлопайте пострадавшего по ключице. Если он не реагирует, быстро проверьте, открыты ли дыхательные пути и сохраняется ли нормальное дыхание.

Если пострадавший не дышит, немедленно начинайте непрямой массаж сердца.

Пострадавший должен лежать на спине, на твердой поверхности.

Отрабатывайте непрямой массаж сердца только но манекене, но ни в коем случае не на другом человеке.

Проведите оценку места происшествия и произнесите стандартное заявление спасателя:

«Здравствуйте. Меня шут___. У меня есть медицинская подготовка. Я могу вам помочь ?» Если вы

не получите ответа, несколько раз осторожно похлопайте пострадавшего по ключице, спрашивая: «Вы меня слышите? Вы меня слышитеЬ> Ключица весьма чувствительна и похлопывание по ней поможет определить, в сознании ли пострадавший.

Быстро проверьте, открыты ли дыхательные путп пострадавшего и имеется ли дыхание.

ПРИМЕЧАНИЕ — В течение первых минут после остановки сердца пострадавший может дышать очень слабо или совершать нерегулярные, судорожные вздохи. Это называется атональными вздохами, и их нельзя принимать за нормальное дыхание.

Вызовите службу скорой помощи, если пострадавший без сознания и не дышит нормально. Используйте подход «В первую очередь — звонок».

► Попросите свидетелей (если они имеются) вызвать службу скорой медицинской помощи и принести AED.

► Если вы одни на месте происшествия, вызовите скорую помощь по мобильному телефону.

► Вам придется временно оставить пострадавшего, чтобы вызвать помощь, если нет иного способа сделать это.

Уложите пострадавшего на спину (если он еще не находится в таком положении).

Определите место нажатий на грудную клетку.

► Удаляйте одежду с груди пострадавшего только в том случае, если это необходимо, чтобы определить место нажатий.

► Определите место нажатий, расположив ладонь одной руки посередине грудной клетки. У некоторых пострадавших это будет место между сосками.

► Вторую руку положите на первую и соедините пальцы.

► Выполняйте нажатия ладонью, а не пальцами.

6 Выполняйте нажатия на грудную клетку:

► Расположитесь так, чтобы ваши плечи находились прямо над ладонями и руки были выпрямлены. Не сгибайте руки в локтях.

► Нажатия должны быть строго вертикальными — избегайте давления на ребра или нижнюю часть грудины. Надавливайте не руками, а весом своего тела.

► Чтобы обеспечить эффективность непрямого массажа сердца, надавливайте сильно и быстро, с такой силой, чтобы грудина опускалась на одну треть глубины грудной кле ши пострадавшего — не менее 5 см.

► После каждого нажатия снимайте давление, чтобы грудная клетка вернулась в нормальное положение.

Правильное место для нажатий.

Непрямой массаж сердца.

► Выполняйте нажатия на счет «раз-два-три-четыре» — и так далее (считая быстро) до 30. Выполняйте нажатия так плавно, как возможно. Частота должна составлять не менее 100 надавливаний в минуту. Это несколько быстрее, чем кажется с первого взгляда. Нажимайте быстро и сильно.

В составе учебно-тренировочной группы проведите непрямой массаж сердца на манекене. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль наблюдателя, а третий — спасателя. Отработайте выполнение навыка медленно, шаг за шагом, чтобы убедиться, что ваши руки и тело правильно расположены. Потом проделайте процедуру в реальном времени.

Первичная помощь Навык 5

СЛР - Сердечно-легочная реанимация

Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание

Ключевые моменты

Схема Цикл помощи и ключ AB-CABS помог/т вам вспомнить, что сначала нужно проводить непрямой массаж сердца, а лотом открыть дыхательные пути пострадавшего и выполнить искусственное дыхание.

Произнесите стандартное заявление спасателя и похлопайте пострадавшего по ключице. Если он не реагирует, быстро проверьте, открыты ли дыхательные пути и сохраняется ли нормальное дыхание. Если пострадавший не дышит нормально, немедленно начинайте непрямой массаж сердца.

Если у вас под рукой имеются перчатки и устройства для ИВЛ, используйте их, чтобы защитить себя и пострадавшего от передачи инфекции. Не откладывайте оказание помощи, если у вас нет защитных устройств или за ними нужна далеко идти.

Ваши задачи

Откройте дыхательные пути пострадавшего и зажмите его нос. Неправильное попожение головы при открывании дыхательных путей методом запрокидывания головы и поднятия подбородка -одно из наиболее распространенных причин неэффективности искусственного дыхания.

Эффективные искусственные вдохи должны иметь длительность около секунды. Вы должны выдохнуть достаточно воздуха, чтобы грудная клетка пострадавшего приподнялась.

Еспи вы не можете или по каким-то причинам не желаете выполнять искусственное дыхание пострадавшему — успокойтесь. Немедленно начинайте и продолжайте непрямой массаж сердца. Даже один непрямой массаж сердца может принести пользу бессознательному пострадавшему, у которого отсутствует дыхание. Ваши усилия обеспечат циркуляцию крови, в которой содержится какое-то количество кислородо. Помните, лучше оказать посильную помощь, чем воздержаться от оказания идеальной.

► Провести взрослому пост радавшему СЛР — непрямой массаж сердца и искусственное дыхание в соотношении 30 нажатий на грудь на 2 искусственных вдоха.

► Минимизировать промежутки между нажатиями на грудь.

Проведите оценку места происшествия и произнесите стандартное заявление спасателя:

«Здравствуйте. Меня зовут_. У меня есть медицинская подготовка. Я могу вам помочь?» Если вы

не получите ответа, несколько раз осторожно похлопайте пострадавшего по ключице, спрашивая: «Вы меня слышите? Вы меня слышите? Ключица весьма чувствительна и похлопывание по ней поможет определить, в сознании ли пострадавший.

Быстро проверьте, открыты ли дыхательные пути пострадавшего и имеется ли дыхание.

Если пострадавший без сознания и не дышит нормально, попросите свидетелей вызвать службу скорой медицинской помощи и принести AED. Если вы одни на месте происшествия, вызовите скорую помощь по мобильному телефону. Вам придется временно оставить пострадавшего, чтобы вызвать помощь, если нет иного способа сделать это. Этот подход называется <-, В первую очередь — звонок>>. Вы сначала вызываете скорую помощь, а потом начинаете помогать пострадавшему.

Уложите пострадавшего на спину (если он еще не находится в таком положении).

Определите место нажатий на грудную клетку.

► Удаляйте одежду с груди пострадавшего только в том случае, если это необходимо, чтобы определить место нажатий.

► Определите место нажатий, расположив ладонь одной руки посередине грудной клетки. У некоторых пострадавших это будет место между сосками.

► Вторую руку положите на первую и соедините пальцы.

► Выполняйте нажатия ладонью, а не пальцами.

6 Проведение нажатий на грудную клетку.

► Расположитесь так, чтобы ваши плечи находились прямо над ладонями и руки были выпрямлены. Не сгибайте руки в локтях.

► Нажатия должны быть строго вертикальными - избегайте давления на ребра или нижнюю часть грудины. Надавливайте не руками, а весом своего тела.

► Чтобы обеспечить эффективность непрямого массажа сердца, надавливайте сильно и быстро, с такой силой, чтобы грудина опускалась на одну треть глубины грудной клетки пострадавшего -не менее 5 см.

► После каждого нажатия снимайте давление, чтобы грудная клетка вернулась в нормальное положение.

► Выполняйте нажатия на счет «раз-два-три-четыре» — и так далее (считая быстро) до 30. Выполняйте нажатия гак плавно, как возможно. Частота должна составлять не менее 100 надавливаний в минуту. Это несколько быстрее, чем кажется на первый взгляд. Нажимайте бысгро и сильно.

ПРИМЕЧАНИЕ - Если у пострадавшего рана лица или челюсти, аккуратно закройте его рот, чтобы защитить пораженное место. Держа челюсть пострадавшего закрытой, прижмитесь ртом к отверстию устройства ИВЛ, прикрывающего нос пострадавшего, и начинайте проводить искусственное дыхание рот-в-нос. Некоторые виды устройств для проведения искусственного дыхания (например, карманная маска) лучше подходят для применения метода рот-в-нос, чем друше. Применение карманной маски -это еще один метод проведения искусственного дыхания и называется рот-в-маску.

Запрокинув голову пострадавшего и установив устройство для ИВЛ, зажмите нос пострадавшего.

10 Теперь сделайте два выдоха. Длительность каждого - около секунды. Выдохните достаточно воздуха, чтобы грудная клетка пострадавшего приподнялась. Следите за тем, как она приподнимается.

Разместите на манекене устройство для проведения искусственного дыхания рот-в-рот или маску для I IB А.

Откройте дыхательные пути пострадавшего. Используйте один из двух распространенных методов: запрокидывание головы и поднятие подбородка или пистолетный хват.

► Если у вас не получилось поднять грудную клетку пострадавшего первым выдохом, повторите процедуру открывания дыхательных путей методом запрокидывания головы и поднятия подбородка или пистолетного хвата, прежде чем сделать второй выдох. Наиболее частой причиной невозможности продуть легкие пострадавшего является неполное открытие дыхательных путей.

После выполнения двух выдохов немедленно начинайте следующий цикл из 30 нажатий на грудную клетку — не задерживайте непрямой массаж сердца.

Продолжайте проводить непрямой массаж сердца с частотой 30 нажатий на два искусственных вдоха до тех пор:

► пока не прибудет служба скорой медицинской помощи,

► пока вы не сможете провести дефибрилляцию с помощью автоматического внешнего дефибриллятора (AED),

► пока пострадавший не придет в себя и не начнет дышать нормально,

► пока вас не сменит другой спасатель,

► пока вы не устанете так, что не сможете продолжать.

ПРИМЕЧАНИЕ - Не пытайтесь сделать более двух выдохов, чтобы поднять грудную клетку, поскольку необходимо проводить непрямой массаж сердца. После двух выдохов, независимо от того, поднялась ли грудная клетка, переходите к нажатиям на грудную клетку.

ПРИМЕЧАНИЕ- Если на месте присутствует больше одного непрофессионального спасателя, вы можете применять альтернативный метод. Каждый спасатель выполняет СЛР в течение двух минут, потом меняется, чтобы не выбиться из сил. Минимизируйте перерывы в непрямом массаже сердца при смене спасателей.

ПРИМЕЧАНИЕ- если пострадавший мог захлебнуться или столкнуться с иной проблемой с дыханием, вы должны прибегнуть к подходу «В первую очередь помощь и сразу — звонок». Это означает, что вы сначала начинаете СЛР и проводите ее на протяжении короткого промежутка времени, а ПОТОМ вызываете службу скорой помощи.

В двух различных региональных рекомендациях «короткий промежуток времени» проведения СЛР при использовании подхода «В первую очередь помощь и сразу — звонок» определяется по-разному. В Северной, Южной и Центральной Америке, в Азии и тихоокеанских островных государствах (рекомендации AHA) он определяется примерно в две минуты. Европейский реанимационный комитет определяет его в одну минуту.

Спасатели могут сменять друг друга, чтобы не выбиться из сил.

-

В составе учебно-тренировочной группы проведите СЛР — непрямой массаж сердца и искусственное дыхание на манекене. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль наблюдателя, а третий — спасателя. Сначала нужно отработать выполнение навыка медленно, шаг за шагом, чтобы убедиться, что рукп и тело правильно расположены. Потом следует проделать процедуру в реальном времени.

Рекомендуемый навык первичной помощи Использование автоматического внешнего дефибриллятора

Ваши задачи

Продемонстрировать умение:

► Использовать автоматический внешний дефибриллятор (AED) на манекене, в соответствии с руководством по использованию этого прибора.

► Устанавливать электроды дефибриллятора на пострадавшем, если у него не наблюдаются признаки кровообращения.

► Оказывать помощь пострадавшему после успешно проведенной дефибрилляции.

Ключевые моменты

Автоматический внешний дефибрилпятор (AED) - это спожный прибор, приводимый в действие батареями и работающий на микропроцессоре. AED способен анализировать сердечный ритм и давать рекомендации по подаче разряда. Прибор разработан для использования непрофессионапьными спасатепями, такими же, как вы.

Автоматический внешний дефибриплятор подсоединяется к пострадавшему с помощью двух грудных электродов. Он автоматически анапизирует сердечный ритм пострадавшего и определяет, когда требуется подать разряд необходимый для восстановления нормального ритма сердцебиения.

В некоторых регионах непрофессионалам запрещено использовать автоматический внешний дефибрилпятор.

Помните, что сначала следует остановиться, подумать, а затем действовать - оцените место происшествия и вызовите службу скорой медицинской помощи. Если на месте есть другие свидетели, попросите их вызвать помощь и принести AED.

Используйте средства защиты, чтобы защитить себя и пострадавшего от инфекционных заболеваний. Не откладывайте оказание помощи, если средств защиты не имеется.

Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Проведите первичную оценку, используя Цикл помощи, чтобы постоянно контролировать функции жизнедеятельности пострадавшего.

Необходимо обязательно проводить СЛР, пока AED доставляется но место и готовится к использованию, даже если AED находится в пределах досягаемости.

Если на месте происшествия больше одного спасателя, чтобы минимизировать перерывы в проведении непрямого массажа сердца, продолжайте СЛР, пока второй спасателя разворачивает АЕО и накладывает электроды.

При необходимости подготовьте грудь пострадавшего: вытрите воду или сбрейте мешающие волосы в местах наложения электродов.

Никогда не накладывайте электроды автоматического внешнего дефибриллятора над искусственными водителями сердца. Расстояние от них должно быть не менее 2 см.

Никогда не накладывайте электроды поверх трансдермольных терапевтических систем,

AED можно использовать для пострадавшего, находящегося но влажной поверхности. Смотрите правила безопасности, приведенные в инструкции производителя прибора. Не допускайте контакта электродов с влажной или токо про водя щей поверхностью.

ПРИМЕЧАНИЕ — Перечисленные шаги являются общими. За информацией по применению конкретных моделей AED обратитесь к руководству пользователя.

Используйте Цикл помощи, чтобы постоянно контролировать функции жизнедеятельности пострадавшего.

Если пострадавший без сознания и не дышит нормально, попросите свидетелей вызвать службу скорой медицинской помощи и принести AED. Далее немедленно начинайте СЛР.

► Если вы одни на месте происшествия и знаете, где найти AED, продолжайте СЛР в течение пары минут, потом оставьте пострадавшего и быстро принесите AED.

► Если другой свидетель может принести AED, попросите его сделать это, пока вы продолжаете СЛР. Когда свидетель принесет AED, покажите ему, как развернуть прибор н установить электроды на пострадавшем, но сами продолжайте СЛР. Это поможет сократить перерывы в проведении непрямого массажа сердца.

Поставьте автоматический внешний дефибриллятор возле уха пострадавшего со своей стороны.

Включите автоматический внешний дефибриллятор и точно следуйте подсказкам прибора.

Обнажите грудь пострадавшего. Если его кожа мокрая, вытрите ее, прежде чем накладывать электроды. Часто в комплекте автоматического внешнего дефибриллятора имеется бритва. Если требуется, быстро удалите с ее помощью мешающие волосы на груди пострадавшего.

6 Выньте электроды из упаковки — снимите защитную пленку с электродов.

Следуя указаниям руководства по эксплуатации, расположите электроды дефибриллятора на голой груди пострадавшего клейкой стороной вниз (порядок размещения смотрите в схемах на упаковке или на самих электродах). Обычно:

► Один электрод накладывается с правой верхней стороны груди, ниже ключицы и рядом с грудиной.

► Второй электрод с левой нижней стороны груди, ниже линии сосков.

Запустите прибор, если требуется или вы получаете такие указания. Автоматический внешний дефибриллятор начнет анализировать сердечный ритм пострадавшего. (В некоторых моделях требуется нажать кнопку «Анализ».)

Отстраните других спасателей и прохожих от пострадавшего. Убедитесь, что ни один их них не касается его. Также убедитесь, что пострадавшего не касается какой-либо иной прибор. Произнесите: «Я не касаюсь, ты не касаешься, никто не касается».

10 Если автоматический внешний дефибриллятор сообщает, что необходим разряд, следуйте рекомендациям и проведите один разряд, после чего продолжайте СЛР. Если автоматический внешний дефибриллятор сообщает, что разряд не требуется, немедленно продолжайте СЛР.

11 Далее автоматический внешний дефибриллятор вновь проанализирует состояние пострадавшего. Если нормальное дыхание все еще отсутствует, автоматический внешний дефибриллятор может дать рекомендацию провести следующий разряд. Большинство моделей AED проводят повторный анализ и новый разряд через две минуты. На протяжении этого времени проводите СЛР.

Следуйте указаниям и производите одиночные разряды, перемежая их проведением СЛР, до тех пор, пока дыхания пострадавшего не восстановится, пока вас не сменят сотрудники службы скорой медицинской помощи или до тех пор, пока вы не устанете так, что физически не сможете продолжать.

Если дыхание пострадавшего восстановилось, поддерживайте дыхательные пути

открытыми, и продолжайте контролировать функции жизнедеятельности согласно Циклу помощи

Разделившись на учебно-тренировочные группы, вы будете с использованием манекена учиться накладывать электроды и выполнять этапы анализа состояния пострадавшего и подачи разрядов. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй - роль наблюдателя, а третий - спасателя. Каждый из непрофессиональных спасателей должен:

- Наложить электроды.

- При помощи тренажера отработать все последующие шаги — от анализа состояния до подачи разряда пострадавшему (манекену). Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Инструктор предложит вам различные ситуации.

Первичная помощь Навык 6 Остановка сильного кровотечения

Ваша задача

Продемонстрировать использование прямого давления и давящей повязки для остановки сильного кровотечения.

Ключевые моменты

п

Помните, что сначала следует остановиться, подумать, а затем действовать - оцените ситуацию и вызовите службу скорой медицинской помощи.

Используйте средства защиты, чтобы защитить себя и пострадавшего от передачи инфекционных заболеваний. В случае сильного кровотечения следует использовать перчатки, защитные очки, лицевые маски.

Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Проведите первичную оценку -учтите, что только сильное кровотечение несет угрозу для жизни. Контролируйте функции жизнедеятельности пострадавшего согласно Циклу помощи.

Успокойте пострадавшего, пока оказываете ему помощь.

Помогите ему занять наиболее удобное попожение.

Помните, что прямое давление -это первый и самый действенный метод остановки сильного кровотечения.

Наложение давящей повязки -это следующий шаг для остановки кровотечения. Давящая повязка -это то, что оказывает постоянное прямое давление на рану.

Ключевые моменты согласно рекомендациям Австралийского и Новозеландского реанимационных комитетов

Остановить кровотечение помогут следующие приемы: 1) Поднимите кровоточащую конечность. 2) Ограничьте движения пострадавшего. 3) Иммобилизуйте травмированную конечность. 4) Посоветуйте пострадавшему сохранять полную неподвижность.

Подайте кислород пострадавшему, если возможно.

Не давайте пострадавшему принимать что-либо через рот, включая лекарства и алкоголь.

Если инородный объект торчит из раны: 1) не пытайтесь удалять его, поскольку тот может блокировать кровотечение. 2) Используйте непрямое давление, накладывая ткань вокруг/ поверх предмета и прикладывая давление на нее.

В качестве последнего средства, если другие методы остановки угрожающего жизни пострадавшего кровотечения оказались неэффективными, можно использовать наложение жгута на конечность (т.е. травматическую ампутацию сильно кровоточащей конечности). Жгут должен быть шириной не менее пяти сантиметров, располагаться выше кровоточащего места и быть затянутым так, чтобы кровотечение прекратилось. На жгуте необходимо отметить время наложения.

Прямое давление

Произнесите стандартное заявление спасателя. Оцените место происшествия, вызовите службу скорой медицинской помощи и убедитесь, что дыхательные пути пострадавшего открыты.

Наденьте средства защиты: перчатки, защитные очки, маску (если имеются в наличии).

Положите на рану чистую ткань или стерильную марлевую подушку и сдавите ее. Если ткани или марлевой подушки нет, можно зажать рану рукой в перчатке.

Периодически ослабляйте давление, чтобы проверить, не замедлилось ли или не остановилось ли кровотечение.

Давящая повязка

Сдавливая рану, наложите повязку поверх стерильной подушки.

Если повязка пропитается кровью, положите поверх нее еще одну подушку из стерильной ткани и наложите еще одну повязку.

Продолжайте сдавливать рану и приподнимите раненное место, чтобы было легче остановить кровотечение.

Не снимайте пропитанную кровью повязку, так как сгустки крови помогают остановить кровотечение. При необходимости наложите дополнительную повязку. (Могут существовать дополнительные региональные указания, когда снимать повязки).

Бинтуйте рану достаточно плотно, но избегайте полной остановки кровотока (не допускайте побледнения пальцев руки или ноги). Повязка должна прилегать к ране всей поверхностью -не допускайте ее скручивания в тонкую полосу.

В составе учебно-тренировочной группы вы отработаете этот навык, начиная с проведения первичной оценки и заканчивая остановкой сильного кровотечения из руки пострадавшего. Вы должны применить прямое давление, после чего наложить давящую повязку. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй - роль раненого пострадавшего, а третий — спасателя.

Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Инструктор предложит вам разные ситуации.

Первичная помощь Навык 7

Меры профилактики и помощь при шоке

Ваша задача

Продемонстрировать умение предотвращать шок, проводя первичную оценку, защищая пострадавшего от неблагоприятных внешних условий и фиксируя положение его головы.

Ключевые моменты

Помните, что сначала следует остановиться, подумать а затем действовать - оцените ситуацию и вызовите службу скорой медицинской помощи

Используйте перчатки и прочие средство защиты, чтобы защитить себя и пострадавшего от передачи инфекционных заболеваний. Не откладывайте

оказание помощи при их отсутствии.

Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Проведите первичную оценку. Контролируйте функции жизнедеятельности пострадавшего согласно Циклу помощи.

Шок наступает, когда при травме или заболевании сердечнососудистая система не подает достаточного

количества носыщенной кислородом крови к жизненно

важным органам

Следует всегда принимать меры против шока у пострадавшего, даже если признаки и симптомы шока

отсутствуют.

Если пострадавший в сознании, позвольте ему решить, в каком положении ему удобнее - сидя, лежа или в каком-либо другом. Бессознательного пострадавшего следует уложить в безопасную позицию.

Как это делается

Если пострадавший не реагирует и находится без сознания, оставьте его в том положении, в котором он был найден. Не передвигайте его.

Зафиксируйте голову пострадавшего так, чтобы его шея не двигалась.

Поддерживайте температуру тела пострадавшего комфортной. Другими словами, вам необходимо накрыть пострадавшего одеялом или защитить его от солнечных лучей, в зависимости от климатических условий.

Если нет повреждения спинного мозга или переломов hoi; приподнимите ноги пострадавшего на 15-30 см, чтобы больше крови притекало к сердцу.

В составе учебно-тренировочной группы вы будете проводить первичную оценку и принимать меры для предотвращения шока у пострадавшего, находящегося без сознания и лежащего на полу. Накройте пострадавшего одеялом или защитите его от солнечных лучей, стараясь поддерживать температуру его тела комфортной. Приподнимите ноги пострадавшего на 15-30 см. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй - роль пострадавшего, а третий — спасателя. Используйте подручные предметы в комнате для оказания помощи.

Каждый член группы должен выс тупить в роли спасателя. Инструктор предложит вам различные ситуации.

Первичная помощь Навык 8 Помощь при повреждении спинного мозга

Ваша задача

Продемонстрировать, как оказывать помощь при подозрении на повреждение спинного мозга. Провести первичную оценку, защитить пострадавшего и зафиксировать его голову.

Ключевые моменты

Помните, что сначала следует остановиться, подумать, а затем действовать - оцените ситуацию и вызовите службу скорой медицинской помощи.

Используйте перчатки и прочие средства защиты, чтобы защитить себя и пострадавшего от передачи инфекционных заболеваний. нe откладывайте оказание помощи при их отсутствии.

Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Повреждение спинного мозга следует подозревать в тех случаях, когда имело место падение, сильный удар, столкновение и проч. Также следует подозревать повреждение позвоночника, если пострадавший жалуется на боль в спине или шее, или не может двигать рукой или ногой.

Если возможно, проведите первичную оценку, не меняя положения пострадавшего. Не перемещайте пострадавшего, если нет угрозы его безопасности. Контролируйте функции жизнедеятельности пострадавшего согласно Циклу помощи.

Зафиксируйте голову пострадавшего.

Как это делается

Пострадавший в сознании и дышит нормально

Чтобы стабилизировать голову пострадавшего, зафиксируйте ее, расположив руки с обеих сторон. Постарайтесь опереться локтями в землю или использовать иную устойчивую позицию, чтобы при оказании помощи минимизировать усилия с вашей стороны и не устать слишком быстро.

Попросите пострадавшего оставаться в неподвижности и не двигать головой или шеей до прибытия службы скорой медицинской помощи.

Пострадавший без сознания и не дышит нормально

Пострадавший должен лежать на спине, чтобы вы могли открыть дыхательные пути, проверить его дыхание и провести СЛР.

► Если пострадавший уже лежит на спине, откройте дыхательные пути, используя метод запрокидывания головы и поднятия подбородка. Минимизируйте движение головы назад и не поворачивайте ее в сторону.

► Если пострадавший лежит не на спине, осторожно перекатите его на спину.

Перекатывать пострадавшего на спину в одиночку нужно следующим образом:

► Встаньте на колени сбоку от пострадавшего. Между вамп должно остаться свободное пространство, чтобы пострадавший не оказался у вас на коленях.

► Осторожно выпрямите нош пострадавшего. Вытяните его руки вдоль туловища.

► Поместите руку под голову и шею пострадавшего.

► Другой рукой возьмитесь за расположенный дальше от вас локоть пос традавшего.

► Переверните пострадавшего, не изменяя положения его головы относительно тела, обеими руками по направлению к себе, сначала на бок, затем на спину.

Открытие дыхательных путей ■ проверка дыхания.

3. Если кто-то может вам помочь, выполняйте эту процедуру

вдвоем:

► Один спасатель должен зафиксировать голову пострадавшего обеими руками, чтобы она не двигалась, а второй — перевернуть пострадавшего.

► Второй спасатель должен обеими руками взяться за руку пострадавшего (поместив одну руку выше локтя пострадавшего, а вторую - ниже).

► Переворачивая пострадавшего, оба спасателя должны действовать скоординировано.

В составе учебно-тренировочной группы вы будете проводить первичную оценку состояния пострадавшего в сознании при наличии подозрений на повреждение спинного мозга. Затем вы отработаете навык переворачивания на спину и проведения первичной оценки состояния пострадавшего, лежащего вниз лицом, без сознания, с подозрением на поражение спинного мозга.

Вы научитесь переворачивать пострадавшего как вдвоем, так н в одиночку. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль пострадавшего, а третий - спасателя. Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Инструктор предложит вам различные ситуации.

Первичная помощь Навык 9

Взрослый пострадавший с блокадой дыхательных путей в сознании/без сознания

ПРИМЕЧАНИЕ - В разных странах процедуры оказания помощи пострадавшим с блокадой дыхательных путей различаются. Вы изучите процедуры, подходящие для вашего региона. Различные версии данного навыка основаны на рекомендациях трех организаций: Американской сердечной ассоциации (AHA), используемые в Северной, Южной и Центральной Америке, Азии и тихоокеанских островных государства; Европейского реанимационного комитета (ERC); Австралийского и Новозеландского реанимационных комитетов.

Ваша задача

Ключевые моменты

Помните, что сначала следует остановиться, подумать, а затем действовать.

Если пострадавший кашляет, хрипит или может говорить, оставайтесь с ним до тек пор, пока он сам не избавится от инородного тела. Постарайтесь успокоить пострадавшего и скажите ему, чтобы он продолжал кашлять, чтобы удалить инородное тело.

Помните, что если взрослый пострадавший находится в сознании, вы должны получить его разрешение прежде, чем что-либо делать. Кивка головой вполне достаточно.

Если инородное тело полностью блокирует дыхательные пути, пострадавший не сможет кашлять.

Если перед вами беременная женщина или тучный человек, выполняйте надавливание на грудь, о не сдавливание грудной клетки.

Пострадавший, которому оказали помощь при удушье, должен пройти медицинский осмотр на предмет осложнений, несущих угрозу для жизни.

Продемонстрировать умение оказать помощь человеку, страдающему от полной или частичной блокады дыхательных путей, находящемуся в сознании пли без сознания.

Взрослый пострадавший с блокадой дыхательных путей в сознании -рекомендации Американской сердечной ассоциации (AHA), {Северная, Южная и Центральная Америки, Азия и тихоокеанские островные государства) Как это делается

Сначала спросите: «Вы поперхнулись?»

Если человек не может дышать и говорить, произнесите стандартное заявление спасателя:

«Здравствуйте. Меня зовут ____ . У меня есть медицинская подготовка. Я могу вам помочь?»

Получив разрешение (кивка головой вполне достаточно), вызовите службу скорой медицинской помощи и попытайтесь удалить инородное тело.

Если вам не удалось устранить инородное тело с помощью приема, называемого «сдавливание грудной клетки для избавления от удушья», переходите к следующему методу, называющемуся «надавливание на грудь для избавления от удушья». Если вы имеете дело с беременной женщиной или тучным человеком, сразу начинайте оказывать помощь методом надавливания на грудь.

Сдавливание грудной клетки для избавления от удушья -пострадавший в сознании

Встань те сзади пострадавшего и обхватите его руками вокруг талии.

Найдите пупок пострадавшего — точка надавливания находится на два пальца выше него. Сожмите одну руку в кулак и приложите его к точке надавливания на животе пальцами внутрь. Положите вторую руку поверх кулака.

Поверните руки и локти наружу, чтобы не сжать ребра с боков.

6 Выполняйте резкие нажатия в направлении внутрь и вверх, пока инородное тело не выйдет или пока пострадавший не по теряет сознание.

Если дыхательные пути очистились, остановитесь, посоветуйте пострадавшему дышать, чтобы восстановить нормальный ритм дыхания и контролируйте функции жизнедеятельности пострадавшего.

Надавливание на грудь при удушье - пострадавший в сознании

Встаньте сзади пострадавшего и обхватите его руками на уровне подмышек.

Проведите по нижним ребрам вверх до цен тра груди.

Найдите нижнюю часть грудины в углу, образованном нижними ребрами, н поставьте туда средний и указательный палец, чтобы определить точку надавливания. Это та же точка, которая используется для нажатий при СЛР.

Сожмите руку в кулак и поставьте большим пальцем внутрь его выше точки, где вы расположили средний и указательный пальцы.

Положите вторую руку поверх кулака.

6 Выполняйте быстрые нажатия в направлении на себя, пока инородное тело не выйдет или пока пострадавший не потеряет сознание.

Старайтесь избегать давления на ребра.

Если дыхательные пути очистились, останови тесь, посоветуйте пострадавшему дышать, чтобы восстановить нормальный ритм дыхания и контролируйте функции жизнедеятельности I юстрадавше го.

Сдавливание грудной клетки для избавления от удушья

Взрослый пострадавший с блокадой дыхательных путей в сознании — рекомендации Европейского реанимационного комитета (ERC)

Как это делается

Сначала спросите: «Вы поперхнулись?»

Если человек ж может дышать и говорить, произнесите стандартное заявление спасателя: «Здравствуйте. Меня зовут . У меня есть медицинская подготовка. Я могу вам помочь?»

Получив разрешение (кивка головой вполне достаточно), вызовите службу скорой медицинской помощи и попытайтесь удалить инородное тело.

Начинайте выполнять хлопки по спине при удушье, потом переходите к сдавливанию грудной клетки пострадавшего для избавления от удушья. Перемежайте хлопки и сдавливания грудной клетки, пока инородное тело не будет удалено пли пока пострадавший не потеряет сознание.

Хлопки по спине при удушье - пострадавший в сознании

Встаньте сбоку пострадавшего, чуть позади от него.

Поддерживая одной рукой пострадавшего под грудь, наклоните его вперед.

Ладонью второй руки сделайте пять резких хлопков но спине пострадавшего, между лопатками.

Если пять хлопков по спине не помогли удалить инородное тело, переходите к сдавливанию грудной клетки пострадавшего для избавления от удушья.

Если дыхательные пути очистились, остановитесь, посоветуйте пострадавшему дышать, чтобы восстановить нормальный ритм дыхания и контролируйте функции жизнедеятельности пострадавшего.

Сдавливание грудной клетки для избавления от удушья - пострадавший в сознании

Встаньте сзади пострадавшего и обхватите его руками вокруг верхней части живота.

Наклоните пострадавшего вперед.

Сожмите руку в кулак и приложите его выше пупка и ниже ребер.

Сожмите кулак сверху второй рукой и выполните резкое нажатие в направлении внутрь и вверх.

Повторите пять раз.

6 Если сдавливание грудной клетки не помогло избавиться от инородного тела, переходите к выполнению хлопков по спине.

Если дыхательные пути очистились, остановитесь, посоветуйте пострадавшему дышать, чтобы восстановить нормальный ритм дыхания, и контролируйте функции жизнедеятельности пострадавшего.

Взрослый пострадавший с блокадой дыхательных путей в сознании -рекомендации Австралийского и Новозеландского реанимационных комитетов (ARC/NZRC)

Как это делается

Сначала спросите: «Вы поперхнулись?»

Если человек не может дышать и говорить, произнесите стандартное заявление спасателя:

«Здравствуйте. Меня зовут ___, У меня есть медицинская подготовка. Я могу вам помочь ?>

Получив разрешение (кивка головой вполне достаточно), вызовите службу скорой медицинской помощи и попытайтесь удалить инородное тело.

Начинайте выполнять хлопки по спине при удушье, потом переходите к сдавливанию грудной клетки пострадавшего для избавления от удушья. Перемежайте хлопки и сдавливания грудной клетки, пока инородное тело не будет удалено или пока пострадавший не потеряет сознание.

Хлопки по спине при удушье - пострадавший в сознании

Встаньте сбоку пострадавшего, чуть позади от него.

Поддерживая одной рукой пострадавшего под грудь, наклоните его вперед.

Ладонью второй руки сделайте пять резких хлопков по спине пострадавшего, между лопатками. Старайтесь удалить инородное тело каждым из хлопков, а не проделать все пять. Если дыхательные пути очистились, остановитесь, посоветуйте пострадавшему дышать, чтобы восстановить нормальный ритм дыхания и контролируйте функции жизнедеятельности пострадавшего.

Если хлопки по спине не помогли удалить инородное тело, переходите к сдавливанию грудной клетки пострадавшего для избавления от удушья.

Надавливание на грудь при удушье -пострадавший в сознании

Встаньте сзади пострадавшего и обхватите его руками на уровне подмышек. Проведите по нижним ребрам вверх до центра груди.

Найдите нижнюю часть грудины в углу, образованном нижними ребрами, и поставьте туда средний и указательный палец, чтобы определить точку надавливания.

Сожмите руку в кулак и поставьте его большим пальцем внутрь выше точки, где вы расположили средний и указательный пальцы. Это та же точка, которая используется для нажатий при СЛР.

Положите вторую руку поверх кулака.

6 Выполните до пяти быстрых нажатий в направлении на себя. Старайтесь избегать давления на ребра.

Ваша задача в том, чтобы пытаться удалить инородное тело каждым из надавливаний, а не выполнить все пять. Если дыхательные пути очистились, остановитесь, посоветуйте пострадавшему дышать, чтобы восстановить нормальный ритм дыхания и контролируйте функции жизнедеятельности пострадавшего.

Взрослый пострадавший с блокадой дыхательных

путей без СОЗНаНИЯ - используется во всех регионах

Если пострадавший потерял сознание, когда вы пытались оказать ему помощь, осторожно опустите его на землю. Вызовите службу скорой медицинской помощи (если она еще не вызвана).

Начинайте проводить СЛР согласно процедуре, приведенной в разделе «Первичная помощь, навык № 5».

Выполнив нажатия на грудную клетку, быстро осмотрите рот пострадавшего и попытайтесь пальцем удалить видимые инородные тела, блокирующие дыхательные пути. Если инородных тел не наблюдается или они были удалены, сделайте пострадавшему два искусственных вдоха.

6 Продолжайте проводить СЛР до тех пор, пока блокирующий объект не будет удален, или до прибытия службы скорой медицинской помощи.

Разделившись па учебно-тренировочные группы, вы будете оказывать помощь пострадавшему* с блокадой дыхательных путей, остающемуся в сознании. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль пострадавшего, а третий — спасателя. Каждый член группы должен выступить в роли спасателя.

Помните, что во время тренировки вы должны выполнять только легкие, имитирующие сдавливание или хлопки движения.

Далее обсудите и/или проведите пошаговую тренировку оказания помощи пострадавшему, потерявшему сознание от удушья. Ваш инструктор поможет вам в этом и предложит различные ситуации.

Рекомендуемый навык первичной помощи Подача кислорода пострадавшему - обзор

Ваша задача

Продемонстрировать, как подавать кислород при наличии у пострадавшего серьезного или опасного для жизни заболевания или травмы.

Как это делается

Разворачивая кислородное оборудование, следуйте инструкции, прилагающейся к нему.

Всегда отворачивайте вентиль медленно и проверяйте, поступает ли кислород в маску.

Ключевые моменты

Помните, что сначала следует остановиться, подумать, а затем действовать -оцените место происшествия и вызовите службу скорой медицинской помощи.

Используйте перчатки и прочие средства защиты, чтобы предохранить себя и пострадавшего от передачи инфекционных заболеваний. Не откладывайте оказание помощи при их отсутствии.

Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Проведите первичную оценку, используя Цикл помощи, чтобы постоянно контролировать функции жизнедеятельности пострадавшего.

Изучите матчасть различных устройств подачи кислорода заранее, особенно тех, которые могут встретиться вам дома, на работе или в школе.

Используйте кислород на открытом воздухе или в вентилируемом помещении, вдали от любого источника огня или тепла.

Обращайтесь с кислородными баллонами осторожно, так как они находятся под высоким давлением. Не роняйте баллоны и не нагревайте их.

В некоторых регионах использование кислорода может быть запрещено.

Если пострадавший находится в сознании, спросите у него разрешение на использование кислорода и после этого закрепите маску на его лице. Скажите: «Это кислород. Я могу надеть на вас маску?» Вы должны сделать первый вдох из маски, но не выдыхать в нее.

► Если пострадавший выражает согласие, позвольте ему держать маску и попросите дышать в нормальном ритме.

► Если пострадавший не может держать маску сам, закрепите ее с помощью ремешка.

Если пострадавший находится без сознания и дышит, закрепите маску на лице с помощью специального ремешка.

Если пострадавший находится без сознания и не дышит, используйте маску, позволяющую вам проводить искусственное дыхание одновременно с подачей кислорода.

6 Следите за давлением в баллоне, чтобы кислород не закончился, когда маска закреплена на лице.

В некоторых регионах вам может потребоваться пройти дополнительное обучение применению кислорода.

Разделившись на учебно-тренировочные группы, вы будете собирать кислородное оборудование под руководством инструктора. Далее вы проведете первичную оценку пострадавшего в сознании. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль пострадавшего, а третий - спасателя. Подавайте пострадавшему кислород, следуя указаниям инструктора.

Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Ваш инструктор предложит вам различные ситуации.

Курс Secondary Care First Aid

Вторичная помощь Навык 1 Оценка телесных повреждений

Ваша задача

Продемонстрируйте проведение полной оценки телесных повреждений с ног до головы пострадавшего и выявление травм, о которых следует поставить в известность работников службы скорой медицинской помощи.

Ключевые моменты

Используйте этот навык для того, чтобы определить, кокая первая помощь требуется при том или ином повреждении, особенно в ситуациях, когда прибытие службы скорой медицинской помощи невозможно или задерживается.

Помните, что сначала следует остановиться, подумать, а затем действовать - оцените место происшествия и вызовите службу скорой медицинской помощи. Используйте перчатки и прочие средства защиты, чтобы предохранить себя и пострадавшего от передачи инфекционных заболеваний. Не откладывайте оказание помощи при их отсутствии. Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Проведите первичную оценку, используя Цикл помощи, чтобы постоянно контролировать функции жизнедеятельности пострадавшего.

Оценку телесных повреждений проводите только в том случае, если пострадавший находится в сознании и реагирует. Если ситуация позволяет, пострадавший во время проведения оценки должен оставаться в том же положении, в котором был обнаружен. Если раневые повязки находятся на месте, не снимайте их во время проведения оценки. Осмотрите пострадавшего на предмет наличия ран, кровотечения, изменения цвета кожи и деформаций.

Прислушайтесь, естественен ли звук дыхания. Прощупайте, есть ли опухоли, уплотнения или размягчения тканей, неестественные увеличения объема, болезненность суставов, деформации и изменение температуры тела. Мысленно отметьте травмы и сообщите о них работникам службы скорой медицинской помощи.

Не давайте пострадавшему есть или пить, так как ему может потребоваться хирургическое вмешательство.

Произнесите стандартное заявление спасателя, прося разрешения на оказание помощи. Кратко объясните пострадавшему, что вы будете делать во время оценки телесных повреждений. Наденьте перчатки.

Зафиксируйте голову и шею пострадавшего и попросите его отвечать вам вслух. Не позволяйте ему двигать головой и кивать.

Если пострадавший жалуется на боль в голове, шее или спине, незамедлительно прекратите проведение оценки. Зафиксируйте его голову и шею и дожидайтесь прибытия службы скорой медицинской помощи. Не перемещайте пострадавшего.

Начните проведение оценки с головы пострадавшего, затем перейдите ниже, и так до ступней.

Слегка касаясь, проведите пальцами по лбу, щекам и подбородку пострадавшего, чтобы определить, нет ли деформаций на его лице.

6 Проверьте, не идет ли кровь или другая жидкость из носа и ушей пострадавшего. Если идет, возможно, у пострадавшего травма головы. Прекратите проведение оценки.

7. Поместите палец перед глазами пострадавшего. Он должен проследить глазами за вашим пальцем, не двигая головой. Проверьте, легко ли скользит его взгляд. Глаза должны двигаться одновременно. Кроме того, если возможно, проверьте, не расширены ли зрачки и проведите оценку реакции на свет.

8. Ощупайте череп и шею на предмет повреждений. Если пострадавший жалуется на боль, прекратите проведение оценки.

9. Если вы можете достать до лопаток пострадавшего, поставьте на них руки и мягко нажмите на них.

10 Положите руки на плечи пострадавшего и мягко сожмите их внутрь.

11 Проведите двумя пальцами по ключицам от плеча к центру груди.

12 Положив одну руку на плечо пострадавшего, зафиксируйте его руку. Мягко проведите второй рукой вдоль плеча, локтя и до запястья руки пострадавшего, обхватив ее указательным и большим пальцами. Проделайте то же самое на второй руке. Попросите пострадавшего пошевелить пальцами обеих рук и сжать вашу руку.

13. Проверьте, нет ли деформации грудной клетки. Поставьте руки ладонями на ребра пострадавшего с каждой из сторон и слегка нажмите внутрь.

14 Аккуратно поместив руки под пострадавшего, прощупайте его позвоночник. Постарайтесь прощупать как можно большую площадь, не двигая пострадавшего. Мягко проведите пальцами вдоль его позвоночника, прощупывая, нет ли повреждений.

15 Слегка нажмите одной рукой на живот пострадавшего. Легко надавите на правую и левую сторону брюшной полости, а также выше и ниже пупка.

16 Проведите ладонями по тазовым костям пострадавшего, проверяя на предмет опухолей, уплотнений или размягчения тканей, неестественных увеличений объема, болезненности суставов и деформации. Не нажимайте на тазовые кости вовнутрь.

Начните с бедер, проведите рукой вдоль колена, затем голени — так же, как вы делали это с рукой. Попросите пострадавшего пошевелить пальцами ноги и надавить ступней на вашу руку. Повторите то же самое для другой ноги.

18 Мысленно отметьте выявленные изменения, чтобы сообщить о них работникам службы скорой медицинской помощи. Продолжайте контролировать основные функции жизнедеятельности пострадавшего согласно Циклу помощи. Используйте лист для оценки заболеваний и телесных повреждений, приведенный в конце раздела «Краткий справочник».

Разделившись на учебно-тренировочные группы, вы будете сначала проводить первичную оценку, а затем оценку телесных повреждений пострадавшего в сознании. Предполагается, что в подобной ситуации прибытие службы скорой медицинской помощи невозможно или задерживается.

Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль пострадавшего, а третий -спасателя. Пострадавший должен придумать себе травму и не сообщать о ней остальным. Спасатель должен выявить травму, следуя симптомам, о которых рассказывает «пострадавший».

Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Инструктор предложит вам различные ситуации.

Вторичная помощь Навык 2 Оценка заболевания

Ваша задача

Продемонстрировать проведение полной оценки заболевания следующим образом:

► Спросить человека о его самочувствии и узнать, имеются ли у него хронические заболевания.

► Проверить дыхание, влажность и цвет кожи, а также измерить частоту пульса и температуру.

► Сообщить о результатах работникам службы скорой медицинской помощи.

Ключевые моменты

Используйте этот навык для того, чтобы определить, какая первая помощь требуется при том или ином повреждении, особенно в ситуациях, когда прибытие службы скорой медицинской помощи невозможно или задерживается. Помните, что сначола следует остановиться, подумать, о затем действовать -оцените место происшествия и вызовите службу скорой медицинской помощи. Используйте перчатки и прочие средства защиты, чтобы предохранить себя и пострадавшего от передачи инфекционных заболеваний. Не откладывайте оказание помощи при их отсутствии.

Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Проведите первичную оценку, используя Цикл помощи, чтобы постоянно контролировать функции жизнедеятельности пострадавшего. Оценку заболевания проводите, только если пострадавший находится в сознании и реагирует.

Сообщая информацию работникам службы скорой медицинской помощи, используйте соответствующую терминологию и избегайте слова «нормальный Сообщите точное количество вдохов или ударов сердца в минуту и опишите состояние пострадавшего.

Чтобы запомнить, что следует делать при оценке заболевания, используйте мнемонический прием. Произнесите про себя слово «СПАСИБО»: С - Симптомы и признаки, и - Последний прием пищи, А - Аллергии, С - Событие, приведшее к развитию заболевания, И - История заболевания, БО - Болезни и лекарства для их лечения.

Признаки - это те нарушения, которые вы видите у пострадавшего. Симптомы — это то, о чем он сам рассказывает.

Чтобы проводить оценку было проще, помните, что:

Средняя частота дыхания взрослого человека составляет от 12 до 20 вдохов в минуту. Если человек вдыхает менее 8 раз или более 24 раз в минуту, скорее всего, ему необходима неотложная медицинская помощь.

Средняя частота пульса взрослого человека составляет от 60 до 80 ударов в минуту.

Тело должно быть теплым на ощупь, а кожа сухой.

Заметное изменение цвета кожи может служить признаком проблем с сердцем, пегкими или кровообращением.

Проведя тренировку по оценке заболевания у здорового человека, вы сможете распознать отличия потом, когда будете оказывать помощь больному.

Если пострадавший жалуется на боль в груди, немедленно вызовите службу скорой медицинской помощи и посоветуйте пострадавшему:

принять прописанное ему на этот случай лекарство.

разжевать одну таблетку аспирина (если у него нет аллергии на аспирин)

Как это делается

Найдите бумагу и ручку, чтобы записать результаты оценки заболевания. Используйте лист для оценки заболеваний и телесных повреждений, приведенный в конце раздела «Краткий справочник».

Если возможно, попросите другого человека записать информацию, пока вы проводите оценку.

Наденьте перчатки, если необходимо.

СПАСИБО - Симптомы и признаки

Спросите больного о его самочувствии и о событиях, произошедших до того, как он почувствовал себя плохо. Вопросы могут быть следующие:

► Как вы чувствуете себя сейчас?

► Чем вы занимались, когда почувствовали себя плохо?

► Когда появились первые симптомы?

► Где вы были, когда появились первые симптомы?

Измерение частоты пульса

2 Чтобы измерить пульс на сонной артерии:

► Указательным и средним пальцем одной руки определите, где находится кадык больного.

► Проведите пальцами вниз до углубления на шее, находящегося с вашей стороны.

► Если вы не можете найти пульс с ближней от вас стороны, попробуйте с другой.

► Никогда не пытайтесь прощупать пульс на сонной артерии с обеих сторон одновременно.

► Чтобы выяснить количество ударов в минуту, посчитайте пульс в течение 30 секунд, затем умножьте полученное число на 2.

Проверка пульса на сонной артерии.

Чтобы измерить пульс на лучевой артерии:

► Найдите артерию на запястье больного со стороны большого пальца.

► Проведите двумя или тремя пальцами к впадине запястья непосредственно под ладонью со стороны большого пальца.

► Не измеряйте пульс на лучевой артерии, прикладывая большой палец.

► Чтобы выяснить количество ударов в минуту, посчитайте пульс в течение 30 секунд, затем умножьте полученное число на 2. Определите, является ли пульс частым, сильным или слабым.

Проверка дыхания

Проверьте, есть ли признаки или симптомы дыхательной недостаточности, включая:

► Хрип, бульканье или свист, когда больной дышит.

► Больной жалуется на недостаточность дыхания или головокружение.

► Больной жалуется на боль в груди и онемение или покалывание в руках или ногах. 6 Чтобы определить частоту дыхания больного, воспользуйтесь одним из двух способов:

► Первый способ: просто смотрите, как поднимается и опускается грудная клетка больного, и считайте количество вдохов.

► Второй способ: если первым способом воспользоваться не удалось, положите руку на живот больного. Это позволит вам определить частоту дыхания больного незаметно для него. Зачастую люди, предупрежденные о проверке частоты их дыхания, непроизвольно начинают дышать быстрее или медленнее своего обычного ритма.

► Независимо от того, какой из методов вы выбрали, считайте вдохи в течение 30 секунд, затем умножьте полученное число на 2. Определите, является ли дыхание частым, редким, затрудненным, свистящим или с одышкой.

Проверка пульса на лучевой артерии.

Проверка температуры и влажности кожи

Прикоснитесь ко лбу или щеке больного тыльной стороной ладони. Приложите другую руку к своему лбу и сравните температуру. Узнайте, не испытывал ли больной перед этим физической нагрузки.

Определите, является ли кожа теплой, горячей, холодной, влажной, липкой или ей подходит другая характеристика.

Определение цвета

10 Проверьте, не наблюдается ли явного изменения цвета кожи. Она может быть очень бледная, пепельная, красная, синюшная, желтоватая или в черно-синих пятнах.

11 Если кожа у больного смуглая, проверьте изменение цвета ногтевых лунок, губ, десен, языка, ладоней, глазных белков и мочек ушей.

Последний прием пищи

Спросите, когда больной последний раз принимал ппщу и что он ел. Спросите, потреблял ли он алкоголь, сильнодействующие лекарства или иные вещества.

Аллергии

Узнайте у больного, есть ли у него аллергия на что-либо: еду, лекарства, летучие субстанции, проч.

Потреблял ли больной в пищу или принимал ли что-нибудь, что может вызвать у него аллергическую реакцию?

Сильную анафилактическую реакцию нужно рассматривать как ситуацию, угрожающую жизни пострадавшего и оказать первичную помощь.

Сильную аллергическую реакцию (анафилаксию) следует снимать с помощью эпинефрина. Люди, страдающие аллергией, часто имеют при себе прописанный врачом инъектор с эпинефрином. Помогите им принять лекарство.

В обстоятельствах, когда профессиональная медицинская помощь недоступна, допустимо принять вторую дозу эпинефрина, если симптомы анафилактической реакции не исчезают.

События, приведшие к развитию заболевания

Спросите больного о том, какие события привели к развитию заболевания, или отметьте их сами.

Проверка температуры и влажности кожи.

Использование иньектора с эпинефрином.

История заболеваний

Спросите больного о его заболевании (например, есть ли у него проблемы с сердцем, диабет, астма, страдает ли он эпилепсией и проч.).

Болезни и медицинские препараты для их лечения

Спросите больного, какие болезни у него есть в настоящий момент и какие лекарства он принимает. Вопросы могут быть следующие:

► Вы принимаете какие-либо лекарства?

► Если да, то какие лекарства?

► Вы принимали лекарства сегодня?

► Как много лекарств вы приняли и когда?

Если возможно, соберите все медицинские препараты и предоставьте их работникам службы скорой медицинской помощи и/или выясните имя врача, который прописал эти препараты.

Разделившись на учебно-тренировочные группы, вы будете сначала проводить первичную оценку, а затем оценку заболевания больного в сознании. Предполагается, что в подобной ситуации прибытие службы скорой медицинской помощи невозможно или задерживается. Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй - роль больного, а третий — спасателя. Проведя тренировку по оценке заболевания у здорового человека, вы сможете распознать отличия потом, когда будете оказывать помощь больному.

Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Инструктор предложит вам различные ситуации.

Вторичная помощь Навык 3 Перевязка

Ключевые моменты

Ваша задача

Продемонстрировать, как накладывать повязку на ступню, ногу, ладонь или руку, используя рулонный бинт и треугольную перевязь.

Как это делается

Наденьте перчатки.

Наложите бинт поверх стерильной подушки, расположенной на ране.

Начинайте накладывать бинт ниже раны и наматывайте его по направлению к сердцу.

Наматывайте бинт плотно и с постоянным давлением. Перевязка не должна быть слишком слабой или слишком тугой. Не заматывайте бинтом пальцы, чтобы оставалась возможность контролировать кровообращение.

Используйте этот навык при любом ранении - особенно в ситуациях, когда прибытие службы скорой медицинской помощи невозможно или задерживается.

Помните, что сначала следует остановиться, подумать, а затем действовать - оцените место происшествия и вызовите службу скорой медицинской помощи.

Используйте перчатки и прочие средства защиты, чтобы предохранить себя и пострадавшего от передачи инфекционных заболеваний. Не откладывайте оказание помощи при их отсутствии.

Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Проведите первичную оценку, используя Цикл по мощи, чтобы постоянно контролировать функции жизнедеятельности пострадавшего.

Проведите оценку телесных повреждений.

В аптечку должно входить несколько видов перевязочных материалов - треугольные перевязи, лейкопластырные ленты, подкладочный материал, марлевые бинты (из неэластичного хлопка) и эластичные бинты.

Используйте тот перевязочный материал, который наилучшим образом подходит при там или ином поражении, или постарайтесь использовать то, что имеется.

6 Бинтуя ступню, закрепите бинт, несколько раз обернув его вокруг лодыжки. Затем забинтуйте саму рану.

7.Бинтуя ладонь, закрепите бинт, обернув его вокруг большого пальца, а затем вокруг запястья.

8. Если травмирован локоть, наложите бинт ниже и выше сустава, чтобы зафиксировать рану.

9. Если травмировано колено, наложите бинт ниже и выше сустава, чтобы зафиксировать рану.

10. Если в ране находится инородный предмет, бинтуйте вокруг него, не пытаясь его извлечь.

Треугольная перевязь

Треугольная перевязь применяется для фиксации повреждений руки, плеча или ребер. Положите острый угол треугольной перевязи на плечо пострадавшего.

Согните руку пострадавшего в локте и зафиксируйте его предплечье спереди над перевязью.

Другой острый угол, расположенный внизу, протяните к другому плечу пострадавшего и завяжите его позади его шеи.

Закрепите треугольную перевязь на локте пострадавшего так, чтобы рука была зафиксирована в ней.

При подозрении на сломанные ребра используйте вторую треугольную перевязь, чтобы

зафиксировать руку у пораженного места на груди. Просто закрепите повязку поверх подвески и вокруг грудной клетки.

Разделившись на учебно-тренировочные группы, вы будете учиться накладывать повязку на ногу или руку, используя рулонный бинт и треугольную перевязь. Бинтуйте различные части тела по указанию инструктора. Помните, что делать это необходимо, только если прибытие службы скорой медицинской помощи невозможно или задерживается.

Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль пострадавшего, а третий — спасателя. Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Инструктор предложит вам различные ситуации.

Закрепите конец бинта, завязав, подогнув или замотав его.

Вторичная помощь Навык 4 Наложение шины при вывихе и переломе

Ваша задача

Продемонстрировать умение накладывать шину при вывихе и переломе.

Ключевые моменты

Используйте этот навык при любой травме - особенно в ситуациях, когда прибытие службы скорой медицинской помощи невозможно или задерживается.

Помните, что сначала следует остановиться, подумать, а затем действовать - оцените место происшествия и вызовите службу скорой медицинской помощи.

Используйте перчатки и прочие средства защиты, чтобы предохранить себя и пострадавшего от передачи инфекционных заболеваний. Не откладывайте оказание помощи при их отсутствии.

Проверьте, в сознании ли пострадавший, произнеся стандартное заявление спасателя и похлопав его по ключице.

Проведите первичную оценку, используя Цикл помощи, чтобы постоянно контролировать функции жизнедеятельности пострадавшего.

Проведите оценку телесных повреждений.

Используйте шину для защиты и обездвиживания сломанной, смещенной, вывихнутой конечности пострадавшего.

Шиной может служить любой жесткий предмет, включая специальные приспособления и шины из подручных средств {свернутые газеты или журналы, плотный картон, фанера и др.}. Также можно прибинтовать пораженную часть тела к неповрежденной (например, поврежденный палец к здоровому пальцу, поврежденную руку к груди и т.д.).

Накладывайте шину на конечность в положении, в котором вы ее застали. Не пытайтесь ее выпрямить. Старайтесь минимизировать движения конечности, пока вы не наложите шину.

Если возможно, наложите шину по обе стороны места поражения. Это предотвратит вращение пораженной конечности и не позволит сломанным костям соприкасаться друг с другом, особенно, если их несколько.

Накладывайте шину, только если вы можете сделать это, не причиняя пострадавшему еще большей боли и дискомфорта.

Выберите шину достаточной длины для того, чтобы обездвижить суставы выше и ниже места повреждения.

Если используется жесткая шина, проложите мягкий материал между шиной и местом повреждения. Прокладывайте также и естественные углубления тела.

Закрепите наложенную шину, используя рулонный бинт, треугольную перевязь, эластичный бинт, лейкопластырь или любой другой доступный материал.

Всегда проверяйте кровообращение до и после наложения шины. Если пульс отсутствует, ослабьте давление шины так, чтобы пульс определялся. Проверить кровообращение вы можете по цвету ногтевого ложа рук или ног.

При переломе плеча после наложения шины сделайте фиксирующую повязку для руки.

Разделившись на учебно-тренировочные группы, вы будете накладывать шину на руку или ногу. Используйте для этого различные предметы, предоставленные инструктором и имеющиеся в распоряжении. Будьте изобретательны.

Один из членов группы должен исполнять роль консультанта и читать подраздел «Как это делается», второй — роль пострадавшего, а третий — спасателя. Каждый член группы должен выступить в роли спасателя. Инструктор предложит вам различные ситуации.